Продуктивность футболистов можно повысить при помощи психологического тренинга

Наши ученые недавно определили, что психологический тренинг помогает улучшить качество игры футболистов. Тренинг развивает у спортсменов скорость реакции, координацию, кратковременную память и внимание. Результаты исследования были опубликованы в International Congress of Sciences and Football «Image, Multimedia & New Technologies». Авторы работы вывели новые методики по анализу не только психофизиологических и когнитивных способностей футболистов, но и их тренировок.

Суть эксперимента заключалась в сравнении анаэробных и аэробных способностей спортсменов с их уровнем внимания, временем реакции, кратковременной памятью и координацией. Таким образом, можно было составить заключение о взаимосвязи физического развития и психофизических характеристик, которые определяют качество игры футболистов. Результаты проведенного исследования говорят о том, что физическое и когнитивное развитие спортсменов взаимозаменяемы. То есть футболисты компенсировали менее развитые когнитивные способности хорошо развитыми анаэробными, и наоборот – хорошо развитое внимание компенсирует низкую способность быстро и резко реагировать. Игроки с пониженной скоростью реакции вытягивают за счет отработанной техники движений. Поэтому, если заняться развитием когнитивных способностей у нападающих и крайних полузащитников, т.е. игроков с хорошо развитыми анаэробными функциями, то можно способствовать улучшению результативности всей игры.

2 команды футболистов профессионального и полупрофессионального уровня согласились принять участие в экспериментальном этапе исследования, который выпал на конец сезона. Исследование проводилось в ЦСТиСК (Центре спортивных инновационных технологий Москомспорта). Физические и психофизические характеристики спортсменов оценивались при помощи современных компьютеризированных аппаратов, выдающих объективные количественные результаты тестирования.

Якушин А., Карцев С., Миссина С., физиологи из ЦСТиСК, анализировали результаты тестов анаэробных способностей. Вингейт-тест на немоторизированной беговой дорожке в течение 30 секунд позволил оценить максимальную алактатную мощность (МАМ) спортсменов. А с помощью йо-йо-теста исследователи измерили максимальное потребление кислорода (отнМПК). Время реакции и сенсомоторная координация оценивались в два этапа: на комплексе Dynavision D2 и с помощью трехминутного теста на реакцию движений ног в момент выбора одной из двух вариаций (Reaction Time, ThoughtTechnology). Ряд тестов был посвящен оценке кратковременной памяти (разработанный тест МГУ «Геометрические фигуры»), распределению внимания (также тест МГУ «Красно-черные таблицы») и скорости движения глаз за двигающимися объектами в 3D реальности (Neurotracker, CogniSens).

Стоит отметить, что тестовая методика «Neurotracker» широко распространена в европейских центрах подготовки футболистов. Она направлена на тренировку концентрации, учит правильно распределять внимание и переключать при необходимости, не отвлекаться на побочные явления и развивать антиципацию (предугадывание событий в ближайшее время). Зарубежные ученые отмечают положительный эффект данной методики на развитие скорости реакции при передачах мяча в футболе, например.

Dynavision D2 – это аппарат, который анализирует и развивает четыре главных психофизических характеристики футболиста. Внимание, сенсомоторная координация, время реакции и кратковременная память играют важную роль в качестве футбольной игры.

Применение Dynavision D2 позволяет спортсменам переносить натренированные навыки в условия реальной игры. Таким образом, футболисты делают более точные передачи мяча, а вратари быстрее реагируют на забивание мяча противником с близкого расстояния. Все это повышает уверенность в себе и позитивно влияет на командный дух.

В количественных результатах это выходит вплоть до 100% от начального контрольного уровня каждого спортсмена. То есть индивидуальные психофизические параметры увеличиваются в 2 раза по сравнению с параметрами в начале тренинга. Ученые отмечают, что такие результаты – это не предел. Удобная особенность программы позволяет спортсменам не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше. Задания имеют разные уровни сложности, поэтому при достижении порога легкой выполняемости, можно усложнить выполнение и продолжить работу над развитием. Привычные манипуляции с набиванием и передачей мяча развивают в футболистах зрительное внимание и оперативную память.

Естественно, развивать психофизические навыки можно и без применения аппаратной методики. Перед началом игры футболистам следует выполнять разминочные упражнения и гимнастику глаз. Самое простое и действенное упражнение – это, закрыв глаза, мысленно неспеша нарисовать цифры от 1 до 20, а затем, открыв глаза, быстро поморгать 20 раз. Упражнение «зрительный поиск» также подходит для гимнастики глаз. Суть заключается в том, чтобы заставить глаза поработать на поиск предметов определенного цвета. Например, необходимо быстро найти глазами 7 красных предметов, 7 желтых, 7 зеленых и так далее. Запрещается использовать одни и те же предметы несколько раз, т.е. 7 красных маек товарищей по команде считаются за 1 предмет.

Для тренировки концентрации внимания и кратковременной памяти подходят упражнения, базирующиеся на физических движениях. Здесь вполне подойдет кроссовая подготовка, которая включает в себя арифметический элемент. Тренер придумывает два числа – одно трех или четырехзначное, второе – двухзначное, например, 1985 и 14. Футболист же должен вычесть в уме несложный математический пример. Если при неоднократном вычитании числа 14 из 1985 спортсмен не закончил дистанцию, то упражнение повторяется сначала.

Вратарям также можно научиться распределять внимание в процессе игровой тренировки. Например, во время разыгрывания мяча на стороне команды противником, он может «отвлекаться» на оценку своего состояния – посчитать количество ударов пульса, поварьировать напряжение мышц конечностей. Как только локация игры изменилась, быстро дать самому себе команду и вернуть свое полное внимание на мяч.

Каждый футболист независимо от роли в команде должен уметь самостоятельно регулировать свое внимание, т.е. научиться быстро переходить из активного состояния в пассивное и наоборот. Неприятные эмоции или неприятности из личной жизни спортсменов также могут сильно отвлекать их от процесса тренировки, что губительно сказывается на качестве игры. Быстрее и проще освоить этот навык с помощью психолога.

По окончанию эксперимента ученые приняли решение продолжить изучение данного вопроса и повторить тестирования в другие периода игрового сезона, а также сконцентрироваться на опытности спортсменов – от новичков до профессионалов.

Источник

  • Missina S., Feltermeyster L., Bochaver K., Kartsev S., Yakushkin A., Akimov E., Grushko A. Performance profile and cognitive abilities of football players in post-season period. Proceedings of the International Congress of Sciences and Football «Image, Multimedia & New Technologies»2016, pp. 166–167.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap