Миазмы в родах. Новое понимание гомеопатической миазмов. Ван Дер Зи Г.

В книге Гарри ван дер Зи представлен новый взгляд на гомеопатическую теорию миазмов. Автор демонстрирует связь миазмов с этапами внутриутробного развития и родов. Основываясь на психологии Юнга, Г. ван дер Зи выстраивает мост между миазмами и процессом индивидуализации. Один из выводов автора – миазмы играют существенную роль в процессе развития.

Г. ван дер Зи, излагая свой взгляд на концепцию миазмов, иллюстрирует выводы клиническими примерами.

Книга ориентирована на врачей-гомеопатов.

Миазмы в родах. Новое понимание гомеопатической миазмов. Ван Дер Зи Г.
Миазмы в родах. Новое понимание гомеопатической миазмов. Ван Дер Зи Г.

Вступительное слово

В течение почти двух веков гомеопатия была похожа на остров, появившийся из океана бессознательного. Она не была связана с основными направлениями науки, такими, как математика, физика, химия, аллопатия, психология, социология и философия.

Однако за последние десятилетия между островом гомеопатии и материком науки были возведены мосты.

В этой книге Гарри ван дер Зи перекидывает мост в психологию. Он связывает миазмы с процессом рождения в том виде, в котором он был открыт и проанализирован Станиславом Грофом, на что указывает название книги – «Миазмы в родах». Гарри демонстрирует связь между этапами процесса внутриутробного развития и родов, обнаруженными при исполь-зовании метода «второго рождения» (ребефинга), и миазмами.

Очень важно, что эта концепция подразумевает «процесс». В течение долгого времени в гомеопатии преобладало статическое мышление, которое выражалось в идее конституциональных препаратов (мы говорим: «это пациент Sulphur»), в идее фиксированных клинических картин лекарств и заявлениях типа «пациент был вылечен».

Гарри – через миазмы – подчеркивает динамические аспекты гомеопатии. По сути дела, рождение, как и сама жизнь, является процессом, поэтому Ганеман не случайно назвал жизненную силу «dynamis».

Второй мост Гарри строит на основе психологии Юнга. Ему удалось придать миазмам гораздо большую глубину, связав их с процессом индивидуализации.

Одним из выводов его исследования является то, что миазмы – это не только дурные и уродливые болезненные состояния. Он показывает, что миазмы играют существенную роль в процессе развития. Например, сифилитический миазм – это не только разрушение, но и объединение; это не только дракон, но и герой, который побеждает дракона. В качестве примера он приводит очаровательную сказку о прекрасной принцессе и лягушке. Мы видим принцессу в качестве псорической стадии и лягушку в качестве сикотической. Вместе они дают сифилитическую стадию. Сначала мы видим их по отдельности: уродство лягушки и отвращение принцессы. Позже мы наблюдаем их объединение в виде принцессы, целующей лягушку, и ее свадьбы с прекрасным принцем. Это замечательный пример «объединения двух противоположностей». В гомеопатии мы также часто начинаем с уродливой, неприятной, грязной, больной стороны лекарства или пациента, но Гарри на этом не останавливается (и это один из плюсов его книги), а идет дальше в поисках здоровой и лечебной силы миазма.

Теперь мы также можем выстроить мост на основе философии Гегеля. Гегель создал диалектику, философию развития и процесса, в котором он выделил три стадии: тезис, антитезис и синтез. Выражение этих стадий мы наход им в псоре, сикозе и сифилисе. Важным в связи с этим является то, что концепция объединения прочно связана с сифилисом. И это лишь одна из идей, с которыми Гарри знакомит нас в этой книге.

Нам повезло, что Гарри ван дер Зи случайно (!) столкнулся с «ребефингом» и так же случайно (!) (об этом можно было только мечтать) столкнулся с гомеопатией. А в результате оказался тем человеком, который сумел построить мост между гомеопатией и гомеопатическим сообществом. Его работа – это не просто результат знания двух «островов»: он тщательно обдумывал новую концепцию, отдав ей внимание и энергию, позволившие теории созреть в его подсознании.

Но даже без учета всего сказанного выше, книга «Миазмы в родах» заслуживает самой высокой оценки уже за те замечательные примеры и клинические картины, которые приводит в ней Гарри.

Утрехт, 30 декабря 1999 г.
Ян Схолтен

Содержание

Введение

Царства человеческого подсознания

Что ощущает плод

Язык рождения

Симптомы, развивающиеся в процессе беременности и родов

Trillium pendulum: мудрая сова

Процесс рождения, путешествие по миазмам

Премиазматическое состояние
Премиазматические лекарства
Hydrogenium: универсальная матка
Helium: аутичный
Cannabis indica: меня нет
Anhalonium: свет включен, но в доме никого нет
Псора, «изгнание из рая»
Псорические лекарства
Sulphur: нищий-король
Lycopodium: надутый принц
Calcarea carbonica: незащищенная принцесса
Silica: неземная принцесса
Psorinum: нищий в отчаянии

Переход от псоры к сикозу

Tuberculinum
Calcarea phosphorica: неудовлетворенный
Сикотический миазм – «отсутствие выхода», или «вечный ад»

Сикотические средства

Thuja: плохой изнутри
Sabina: выпадение
Anacardium: ангел и дьявол
Lac caninum: побитая собака
Staphysagria: нет выхода из плохих взаимоотношений
Nitricum acidum: предельная (максимальная) жертва
Mancinella: в плену у дьявола
Medorrhinum: крайности

Переход от сикоза к сифилису

Gelsemium: боится выходить
Cimicifuga: посаженный в клетку
Chamomilla: антагонизм
Coffeacruda: чашка комфорта1
Argentum nitricum: ожидание (предвидение)108

656 Lyssinum: кусающая собака109

657 Mezereum: конфликт верности (лояльности) 110

658 Carcinosinum: весь ваш112

66 Сифилитический миазм и борьба «смерть- возрождение» 114

660 Сифилитические лекарства118

661 Lachesis muta: ты мой’118

662 Tarentulahispanica: деятельный паук-прислужник119

663 Platinum: одиночка на вершине120

664 Aurum: ответственность122

665 Mercurius: враг124

666 Thallium: парализованная воля125

667 Plumbum: затвердение125

668 Bismuth: банкрот125

669 Arsenicum album: страх уничтожения126

6610 Nitricum acidum: отсутствие радости127

6611 Fluoricum acidum: отсутствие привязанностей127

6612 Cuprum: неразборчивый солдат127

6613 Syphilinum: биологическая война129

67 Переход от сифилитического миазма к острому131

671 Radium bromatum131

672 Plutonium nitricum132

Острый миазм и опыт «смерть-возрождение»133

Острые лекарства136

Stramonium: один в пустыне136

Belladonna: горячий и дикий139

Aconitum: агорафобия140

Opium: в шоке141

Hyoscyamus: желание объединиться144

Veratrum album: мессия145

Рядурана147

Миазмы и процесс индивидуализации 149

Преиндивидуализация153

Психология Юнга153

Мифология155

Царства156

Черты характера157

Отъезд (начало странствий)159

Личность160

Псорический миазм161

Псорический миазм и мифология161

Псорический миазм и царство минералов162

Псорические черты характера162

Падение164

Тень164

Сикотический миазм165

Сикотический миазм и мифология168

Сикотический миазм и царство растений169

Сикотические черты характера169

Восхождение171

Образ души: женское и мужское начало171

Духовный принцип: дух и материя173

Сифилитический миазм173

Сифилитический миазм и мифология175

Сифилитический миазм и царство животных176

Сифилитические черты характера176

75 Искупление179

751 Собственная личность179

752 Острый миазм180

753 Острый миазм и мифология180

754 Острый миазм и царство людей182

755 Черты характера острого миазма182

8 Космологический обзор 186

9 Художественное воплощение миазмов 191

10 Миазмы в перспективе

Библиография

Предварительные замечания

Прежде чем мы с вами разберем теорию в целом, я хочу сделать несколько общих замечаний.

  • Любая система классификации лекарств либо людей так или иначе является отступлением от истины. Пожалуйста, не используйте ни одно из моих утверждений в качестве непреложного закона, отнеситесь к материалу творчески и будьте открыты д ля неожиданностей. Я допускаю, что любое лекарство может потребоваться на любом этапе жизни и может принадлежать любому миазму, однако существует закономерность, которую я не могу игнорировать, и именно ее я вам представляю.
  • Мы также не можем игнорировать то, что последовательность элементов в периодической таблице параллельна последовательности миазмов, начиная с гелия, премиазматического состояния, и заканчивая тяжелыми металлами для лечения сифилитического миазма, а возможно, и радиоактивными элементами для острого миазма.
  • Из моего анализа создается впечатление, что в премиазматическом состоянии преобладают растения-галлюциногены и самые легкие элементы; минералы относятся к царству псоры; растения и лекарства, полученные из деревьев, больше подходят для сикоза, а животные лекарства и тяжелые металлы оказывают мощное действие на сифилитический миазм. Среди лекарств для лечения острого миазма мы находим высокотоксичные растения и радиоактивные элементы. Очень вероятно, что все царства содержат средства для каждой фазы жизни, а различия в наших представлениях могут, с одной стороны, быть следствием акцентов, а с другой – следствием наличия пустых мест в карте известных нам лекарств.
  • Хотя создается впечатление последовательности миазмов и лекарств, это не означает автоматической иерархии лекарств или людей. Я считаю, что в каждый момент мы можем начать работать с любым аспектом своей личности. Классификация, которую мы используем в своем обществе, имеет мало или не имеет ничего общего с классификацией духовного роста людей (если что-либо подобное вообще существует).
  • Любое линейное представление о жизни является чрезмерным упрощением, но время и пространство – это та область, в которой мы живем и думаем; к тому же это упрощение помогает нам понять хотя бы небольшую часть истины.
  • Идея жизни после жизни предполагает продолжение (непрерывность) процесса, в котором рождение представляется моментом, когда программное обеспечение новой жизни (базовая матрица) инсталлируется на новое оборудование (физическое, эмоциональное и ментальное тело). Но она также является моделью со всеми вытекающими ограничениями. Хотя опыт рождения приходит прежде опыта жизни, аналогия между ними не предполагает автоматических причинно-следственных связей. В них обеих заключается смысл, и обе они приводят к пониманию. Когда мимо вас проход ит слон, вы видите сначала хобот, потом большую серую массу и только затем появляется хвост. Это не означает, что хвост является следствием туловища. Просто они оба – части образа слона. Разделение лекарств и миазмов можно употреблять на множестве уровней. Их можно применить к стадиям процесса рождения, связать с фазами развития жизни, с фазами жизненных кризисов, с уровнем развития личности или души либо, например, с уровнем развития общества, человечества или созидательного процесса в целом. Обладая холистическим взглядом на жизнь, мы можем встретиться с этой моделью всюду, куда бы мы ни кинули взгляд, и что бы ни исследовали.

Введение

Идея «миазмов» (от греческого miasma – зараза, пятно, загрязнение) не принадлежит Ганеману, но ни один из его современников-врачей не разработал эту концепцию с такой тщательностью, как он. В своем «Органоне врачебного искусства» он объясняет то, что подразумевает под этой концепцией.

Органон, §78: «Истинными, естественными хроническими заболеваниями являются те, которые развиваются вследствие хронических миазмов. Предоставленные сами себе без применения лекарств, специфически направленных против них, эти заболевания прогрессируют. Даже при соблюдении самой лучшей психической и физической диеты они усиливаются в течение всей жизни, принося человеку все большие и большие страдания. Помимо тех заболеваний, которые обусловлены халатностью врачей (§74), это самые многочисленные и сильные мучители человеческой расы, поскольку самая крепкая конституция, самый правильный стиль жизни и самая могучая жизненная сила не могут их искоренить».

Ганеман описывает миазмы как негативные силы, перед которыми индивидуумы оказываются беспомощными.

Органон, §79: «До сих пор в качестве хронического миазматического процесса в некоторой степени признавался лишь сифилис, который, будучи нелеченным, заканчивается только вместе с жизнью. Создается впечатление, что нелеченый сикоз (болезнь остроконечных кондилом) также не может быть искоренен жизненной силой. Он не был признан отдельным внутренним хроническим миазмом, которым на самом деле безусловно является. Скорее люди верили, что с разрушением разрастаний на коже заболевание излечивается, и не обращали внимания на продолжающиеся, остаточные, опустошительные симптомы болезни».

На примере венерических заболеваний мы сталкиваемся с идеей осквернения, после которого миазм начинает свое деструктивное действие на здоровье.

Органон, §80: «Чудовищный внутренний хронический миазм псора распространен значительно более широко и в конечном счете является более значимым, чем оба перечисленных выше миазма. В то время как сифилис проявляет свое специфическое, внутреннее опустошительное действие венерическим шанкром, а сикоз выражается разрастаниями в виде цветной капусты, псора проявляется наружу (лишь после полного поражения всего организма) в виде характерной кожной сыпи, иногда состоящей лишь из нескольких везикул, которые сопровождаются непереносимым сладострастным зудом и специфическим запахом. Псора является истинной, фундаментальной причиной и родоначальницей почти всех остальных многочисленных форм заболеваний, которым нет числа…»

После этого начала Ганеман перечисляет обширный список заболеваний, связанных с псорой.

Прежде чем Ганеман ввел теорию миазмов в гомеопатию, это была весьма противоречивая концепция.

В наше время, с одной стороны, его теория выглядит устаревшей, принадлежащей к средневековым взглядам, которые все еще были приняты в его дни, и кажется, что в свете медицинских знаний, полученных почти за два века, прошедших с момента создания Ганеманом теории хронических болезней, она утратила всякую научную основу. Помимо прочего с этой теорией не просто работать в повседневной гомеопатической практике, поэтому ее с радостью отбрасывают как бесполезное заблуждение во всем остальном блестящего ума.

С другой стороны, серьезный анализ различных гомеопатических средств, присутствующих в нашей Materia Medica, предполагает наличие групп лекарств. И поскольку лекарства являются гомеопатическими по отношению к определенным болезненным состояниям, можно предположить, что существуют сами группы болезненных состояний. Лично я могу с уверенностью утверждать, что до сих пор не видел, не слышал и не читал о лучшем делении лекарств на группы, чем то, что дал Ганеман, исходя из своего понимания болезни: с одной стороны, острые, а с другой – хронические заболевания, разделенные в соответствии с тремя хроническими миазмами на псору, сикоз и сифилис.

Как я опишу далее в этой книге, помимо острых заболеваний (внезапных обострений упомянутых выше хронических миазмов) мы можем выделить и независимый острый миазм. Он является острым по способу своего проявления, в то же время — хроническим в том смысле, что может оказывать продолжительное влияние на здоровье и благополучие индивидуума.

Люди склонны воспринимать хронические болезни и миазмы в кальви-нистическом смысле: человечество совершило грех, в результате которого мы имеем весь наш объем заболеваний. Три хронических миазма тесно связаны с венерическими болезнями, что предполагает неправильную, непристойную половую жизнь (как в гигиеническом аспекте, так и в моральном) в качестве причинного фактора миазматического состояния. Говоря простым языком, миазмы являются результатом нежелания жить моногамной жизнью, а значительное разнообразие хронических миазматических заболеваний – результат множества влияний, одним из которых является изменение миазма с возрастом.

Я всегда считал, что за этим должно стоять что-то большее, чем прогрессирующее разрушение человеческой расы вследствие совершенного греха. Подобная точка зрения однозначно свидетельствует, что созидание, человечество и сам создатель потерпели неудачу. Может быть, в этой концепции заложены иные базовые идеи, такие, например, как рост и трансформация? И правда ли, что болезнь, а следовательно и миазмы, не дают нам выполнить «высшие цели своего существования» (Органон, §9)? Действительно ли направление от псоры к сикозу и в конечном счете к сифилису является разрушительным по определению?

Когда мы соотносим миазмы с заболеваниями, от которых происход ят их названия, идея кажется совершенно верной. Когда вы слишком много занимаетесь сексом и при этом не очень заботитесь о гигиене, вы действительно легко можете заразиться чесоткой (псора – чесоточный диатез). Если продолжать в том же духе, за чесоткой могут легко последовать гонорея (сикоз – заболевание остроконечных конд илом) и сифилис (сифилис – болезнь шанкров) , так же как и СПИД (хотя мы и не знаем точно, является СПИД инфекцией или нет), состояние, которое не было известно во времена Ганемана.

Уже сам Ганеман ставил эту концепцию выше самих заболеваний. Он считал псору «неизмеримо более широко распространенной» (§80), чем другие миазмы, и писал:

Органон, §81: «В какой-то мере понятно, каким образом псора смогла развернуться в такое бесчисленное количество болезненных состояний, которым подвержен человеческий род, поскольку эта древняя инфекционная гниль малснпомалу прошла через многие миллионы человеческих организмов в течение сотен поколений и таким образом достигла невероятного распространения. Тем более если учесть многочисленные обстоятельства, способствующие появлению такого разнообразия хронических заболеваний…»

В своей более поздней работе – «Die chronische Krankheiten» («Хронические болезни») Ганеман подробнее объясняет, каким образом подавление псорической сыпи приводит к огромному разнообразию хронических заболеваний в качестве вторичных симптомов псоры.

Вслед за Ганеманом мы все еще говорим о «восстановлении здоровья» (Органон, §2). Значит, мы должны вернуть организм в предшествующее, лучшее состояние. Таким образом, можно сказать, что мы берем на себя миссию привести человечество к состоянию, в котором оно находилось прежде, чем Адам был соблазнен Евой, а Ева-дьяволом в облике змеи, и прежде, чем она вкусила яблоко с древа познания добра и зла.

Я понимаю, конечно, что все мы видим, как в течение жизни здоровье человека разрушается, и наблюдаем результаты хронических заболеваний, часто заканчивающихся тем, что нам кажется преждевременной смертью. И конечно, я согласен, что нашей целью должно быть улучшение здоровья каждого человека. Я возражаю только против вывода, что заболевание по определению является чем-то плохим, тем, что следует искоренить. Рассмотрение его в контексте жизни индивидуума в целом часто меняет наше понимание.

Относится ли это также к миазмам? Начнем ли мы понимать их по-новому, когда сможем рассмотреть миазмы в свете процесса эволюции и становления индивидуальности? Станет ли нам понятно, что миазмы служат целям более возвышенного единого целого? И изменит ли это наше отношение к ним – от борьбы с ними к их использованию? Многие гомеопаты пришли к пониманию идеи существования значения и цели болезни и теперь могут применять это при работе с отдельными пациентами. Но мы еще не сделали решительного шага к аналогичному пониманию миазмов, от которых эти болезни происходят. После обсуждения того, что кажется мне впечатляющей аналогией между процессом рождения и миазмами, мы предпримем следующий шаг и обсудим перспективу, с точки зрения которой миазмы занимают полезное и необходимое место в эволюции и процессе индивидуализации человечества.

Толчком, позволившим мне расширить свое понимание миазмов, явился анализ процесса рождения, сделанный Станиславом Грофом. Процесс рождения представляет собой целостную картину жизни, но в очень интенсивном и сжатом виде. Он кратко отражает историю и направление развития человечества, и д ля меня, после того как я увидел эту впечатляющую аналогию с гомеопатической Materia Medica (см., например, главы, посвященные Thuja, Argentum nitricum и Stramonium), он представляет собой эмпирическую и философскую основу теории миазмов.

Поэтому позвольте мне сначала представить вам работу Станислава Грофа и показать, каким образом я пришел к идее использовать процесс рождения в качестве метафоры и аналога миазма.

Скачать

Скачать только этот материал

Миазмы в родах. Новое понимание гомеопатической миазмов. Ван Дер Зи Г.
0 0 голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, прокомментируйте.x
Share via
Copy link